Европротокол. Европейский опыт. Российский путь

Упрощенный порядок оформления ДТП действует в большинстве европейских стран. Его главными условиями и отличительными особенностями являются: выезд полиции исключительно на ДТП, повлекшие вред жизни или здоровью, и оформление участниками аварии на месте единого извещения о ДТП (оно и получило название "европротокол"), при этом свой экземпляр каждый водитель направляет в собственную cтраховую компанию. А затем страховщики самостоятельно определяют виновность каждого из участников ДТП на основании информации, содержащейся в извещении, свидетельских показаний и типовых схем ДТП.

К тому же, в западных странах такие правила действуют уже давно. В принципе, оформление мелких ДТП без участия дорожной полиции действительно облегчает жизнь автомобилистам. В случае мелкой аварии - например, из-за царапин на бампере - автовладельцам не нужно дожидаться дорожной полиции. А прямое урегулирование убытков упрощает процедуру возмещения ущерба: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику.

Как регистрируют ДТП в Европе

Переход на упрощенную систему оформления автомобильных аварий в некоторых странах Европы начали более 30 лет назад. Во Франции и Бельгии, например, полицию на место аварии вызывать необязательно с 1972 г. Общеевропейского законодательства на этот счет не существует - эти правила регулируются законодательством каждой страны - члена ЕС.
Количество машин, ставших участниками аварии, значения не имеет. Во Франции договориться без вызова полиции можно в любом случае, если нет пострадавших в аварии, а вот в Бельгии, в полицию обращаться не обязательно, даже если причинен вред здоровью. Но, как правило, в подобных случаях полицию на место происшествия все же вызывают. Во Франции без полиции не разобраться, если в результате ДТП нанесен ущерб национальной собственности или нарушено движение на дороге, в Бельгии - если ущерб превышает 8500 евро.
Обойтись без участия полиции при аварии можно также в Испании и Великобритании.
Во Франции пострадавший автомобиль могут отремонтировать еще до того, как извещение о ДТП попадет к страховщику, рассказывает Маршев. Вот характерный пример работы одной из французских компаний. В течение получаса после того, как клиент сообщил своему страховщику об аварии, с пострадавшим связывается представитель компании и договаривается, где и когда можно забрать битый автомобиль для ремонта. В это время страховщик направляет информацию о машине клиента в специализированную сервисную компанию, которая организует подбор ближайшей авторемонтной мастерской. На время ремонта клиент получает от автосервиса бесплатную машину - мастерской такая система выгодна, ведь она получает гарантированный поток заказов. Передав данные о клиенте в мастерскую, сервисная компания направляет на место ДТП независимого эксперта-оценщика для осмотра и оценки повреждений. После ремонта сверяет счет из автосервиса с отчетом оценщика и направляет результат в страховую компанию для оплаты. Все происходит без малейшего участия клиента.

Как возмещают ущерб от ДТП
Вторая составляющая нововведений, о которых говорят российские чиновники, - прямое возмещение вреда по договорам ОСАГО. Главное и неоспоримое преимущество этой схемы перед действующей системой возмещения ущерба по ОСАГО в России состоит в том, что выплату пострадавший получает от своей компании, а не от страховщика виновника ДТП, как сейчас. Остальные плюсы также очевидны: сократятся сроки урегулирования страховых случаев по ОСАГО, судебных разбирательств, связанных с автогражданкой, станет меньше, снизятся расходы страховщиков на ведение дела.
В Евросоюзе эта схема действует следующим образом. Компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование. Страховщик виновника обязуется принимать результаты урегулирования, произведенные страховщиком потерпевшего, в случае если последним были соблюдены единые для всех участников системы стандарты урегулирования страхового случая. Эта система действует во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах. В наиболее развитом и полном виде прямое урегулирование действует во Франции с 1968 г. - на отработку системы французам понадобилось около 10 лет. Важными условиями перехода на эту систему являются единая методика оценки ущерба при проведении техэкспертизы, стандарты электронного документооборота, базы данных ДТП, клиринговый центр для расчетов между страховщиками и проч.
Интересно, как французские страховые компании рассчитываются между собой по встречным требованиям. Они не предъявляют друг другу каждое выплатное дело, а используют среднюю по всем компаниям расчетную величину ущерба за отчетный период, которая регулярно пересматривается. Так, в 2005 г. (по итогам 2004 г.) эта сумма составляла 1204 евро. Для ускорения платежей французские страховщики ОСАГО создали единый расчетный центр. А ущерб клиенту, если его сумма не превышает 6500 евро, выплачивается по упрощенной процедуре.
В Бельгии главная трудность при переходе на систему прямого возмещения была связана с большими затратами на обработку документации, но с появлением компьютеров и баз данных эти расходы удалось снизить до минимума, уверяет Фраля. Единой базы по всем авариям ни во Франции, ни в Бельгии нет, но в Бельгии в общую базу заносятся данные по ДТП, компенсация по которым выплачивается за счет прямого возмещения. В обеих странах существуют единые стандарты технической экспертизы автомобилей, попавших в аварию. Во Франции вся эта информация и список оценщиков приведены на сайте министерства транспорта, а в Бельгии для подсчета ущерба используется база данных Informex, в которой указаны цены всех автомобилей и запчастей, а также время ремонта.
Прямое возмещение и упрощенное урегулирование могут дополнять друг друга, а могут существовать отдельно. Например, в Германии система прямого возмещения не прижилась. В этой стране сильна судебная система, и у граждан есть возможность через суд взыскать с виновника ДТП и его страховой компании серьезную компенсацию за причинение морального вреда, возмещение судебных издержек и проч.

Российский путь

Упрощенное оформление ДТП, судя по всему, обернется для российских водителей еще большими сложностями. Во-первых, согласно пункту 8 статьи 11 закона "ОСАГО", обойтись без гаишников можно в случае: если нет пострадавших, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало не больше двух машин, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и размера ущерба, причиненного автомобилям, и один из них признает себя виновным. Но самое главное - если авария оформлена по упрощенной схеме, то компенсация за ущерб не может превышать 25 тысяч рублей.

На практике это означает, что принимая решение вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД, участникам аварии сначала придется оценить, насколько сильно пострадали их автомобили. А ошибку допустить несложно - после визита на сервисную станцию у машины могут обнаружиться скрытые повреждения, ремонт которых страховое возмещение уже не покроет.

К тому же, страховщики до сих пор не разработали единую методику оценки ущерба (поврежденные запчасти дэу, к примеру, могут оплатить с учетом износа), а это значит, что итоговые выплаты могут отличаться от той суммы, в которую оценил повреждения сам автолюбитель.

Кроме того, если автомобилисты решат не вызывать сотрудников ДПС на место аварии, то оформлять извещения о дорожно-транспортном происшествии им придется самим. Но если затем в них обнаружатся расхождения, касающиеся схемы аварии или повреждений, полученных автомобилями, то страховая компания вообще сможет отказаться от возмещения ущерба.

Сомнения в том, как быстро в реальности начнут работать новые правила ОСАГО, есть не только у простых автомобилистов. И страховщики, и представители ГИБДД не раз обращались к водителям с просьбами… не пользоваться этими правилами и по-прежнему вызывать на место аварии сотрудников Госавтоинспекции. В первую очередь для того, чтобы инспекторы определили виновника аварии, а также проверили правильность заполнения всех извещений.

Но если вы, попав в аварию, все-таки решите не вызывать сотрудников ДПС, то следует внимательно заполнять не только свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии, но и тщательно сверить его с уже заполненным бланком второго участника ДТП. В случае, если вы обнаружите несоответствия или ошибки в указанных вторым водителем данных, стоит настоять на оформлении происшествия с участием инспекторов - неточностями в документах могут воспользоваться либо страховщики, чтобы отказать вам в компенсации ущерба, либо мошенники, которые впоследствии смогут свалить вину за аварию на вас.

В любом случае, как считают эксперты, европротокол в России заработает на полную мощность не раньше второй половины 2009 года - после того, как будет накоплен необходимый опыт и отлажены все механизмы взаимодействия страховщиков. А пока в аварии, судя по всему, лучше не попадать.

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.