Владельцу полиса ОСАГО должны платить за каждый день просрочки

Важная новость от Российского союза автостраховщиков: если компания затягивает с выплатой по аварии или не отвечает в положенные сроки на заявления пострадавших, то это может обернуться "прибавкой" к страховой выплате.

Часто после аварии немало времени и нервов тратит автовладелец, чтобы добиться от страховщика выплат по ОСАГО. Но мало кто знает, что каждый день просрочки автовладельцу должны компенсировать рублем.

В редакцию "РГ" пришло письмо: пострадавший красочно расписывает саму аварию и жалуется, что страховая компания виновника все никак не соберется оплатить ему причиненный ущерб. А ущерб не маленький: аж целых 54 тысячи рублей. Да и компания не маленькая - можно сказать, в числе лидеров. Союз автостраховщиков разъясняет, каковы правила и процедура, обязательные для всех, кто продает полисы ОСАГО.

Сроки бывают разные

Как утверждают в союзе автостраховщиков, за первое полугодие 2008 года они получили около четырех тысяч жалоб. Это, по сути, одна десятая процента от всех обращений, по которым произведены выплаты. Однако такая цифра наглядно не покажет, хорошо или плохо у нас работает "обязательная автогражданка". Ведь есть еще жалобы в Федеральную службу страхового надзора, в правоохранительные органы, есть просто иски в суды, которые ни в какой статистике не учитываются.

Все жалобы делятся примерно на две равные части: несогласие с выплаченной суммой и претензии по срокам проведения выплат.

Например, многие просто не знают, какой срок отпущен на рассмотрение. До 1 марта 2008 года он был 15 дней. А теперь - 30 дней. Надо сразу оговориться, что срок рассмотрения начинается не с момента аварии, а с момента предоставления полного комплекта документов, установленного правилами ОСАГО. Процедура в случаях, когда пострадали только машины, следующая: вы попали в аварию, вызвали ГИБДД, сообщили страховщику о случившемся, заполнили на месте извещение о ДТП (бланк прилагается к страховому полису). После того как из автоинспекции получены все необходимые справки, вы обращаетесь в страховую компанию виновника аварии. Там вы пишете заявление и представляете все документы: извещение о ДТП и справки из ГИБДД. В течение 5 дней страховщик обязан осмотреть машину или назначить независимую оценку ее повреждений. Вместе с результатами этой оценки страховщик принимает заявление на выплату. Вот тут и вступают в силу сроки рассмотрения.

Тут тоже есть свои тонкости. Девушка, сидящая за стойкой, принимает от вас документы по списку, который прописан в правилах обязательного страхования. Всех деталей вашей аварии она может и не знать. Например, выявились скрытые повреждения машины. Соответственно, страховщик попросит вас повторно предоставить автомобиль для осмотра. Если вы этого не сделаете или уже отремонтируете поврежденную деталь, то страховщик, сославшись на невозможность установления скрытого повреждения, может и отказать в выплате по скрытым повреждениям. И это будет законное решение.

При предоставлении потерпевшим неполного комплекта документов страховщики предложат ему предоставить недостающие бумаги.

Но становится непонятным, с какого момента отсчитывать срок на исполнение: с момента подачи заявления или с момента предоставления недостающих документов? Союз автостраховщиков считает, что в этом случае он должен идти с момента подачи основных документов, установленных правилами ОСАГО.

Дорогая затяжка

Если заявление и все остальные необходимые документы страховая компания приняла, то - еще раз повторимся - у нее есть 30 дней на принятие решения: выплатить или обоснованно отказать в выплате. Если через 30 дней нет ни выплаты, ни отказа, то у автовладельца есть несколько вариантов добиться того, что ему причитается по закону. Например, терроризировать компанию звонками и письмами и ждать реакции. Можно (и это лучший вариант) обратиться в cоюз автостраховщиков с письменным заявлением. В этом случае в течение 30 дней вы получите либо ответ на почту и деньги на счет, либо объяснение, почему страховая не выплачивает и что делать дальше. Правда, после такой жалобы компания предпочитает рассчитаться с настырным клиентом. Действенной будет и жалоба в Федеральную службу страхового надзора. Наконец, если и это не помогает - прямая дорога в суд с иском на компанию.

Но если машина уже отремонтирована и деньги не нужны немедленно, то можно и наказать компанию рублем. Скажем, через месяц предъявить претензии страховщику за неисполнение обязанности выплатить или обоснованно отказать в выплате. Эти претензии дорого стоят. По закону - одна семьдесят пятая ставки рефинансирования Центробанка РФ. При сумме ущерба в 120 тысяч рублей это около 200 рублей в сутки. За месяц задержки платежа набежит около шести тысяч рублей. На эти деньги можно у средней иномарки крыло полностью отрихтовать, зашпатлевать и покрасить.

Примеров таких требований и соответствующих выплат пока единицы. И в первую очередь потому, что автовладельцы просто не знают своих прав. Некоторые компании по заявлению потерпевшего сами выплачивают пени, а некоторые все-таки дожидаются судебного решения. И тем не менее такие примеры есть.

Надо сказать, что в России вообще не развита практика жалоб. Большинство людей считают, что это лишнее беспокойство и что проще вообще не связываться. Но если мы хотим иметь нормально работающую систему обязательного страхования, то жаловаться просто необходимо. На любые огрехи и недочеты в работе страховщиков, на любые даже минимальные задержки в выплатах. Даже на элементарное "бытовое" хамство со стороны сотрудников компаний отвечать письменными претензиями. Только таким способом автомобилисты заставят страховщиков относиться к себе с уважением.

12.11.2008  "Российская газета"