Автомобильные диски. Типы, характеристики

 

yuuyz3iyПодобно тому, как о человеке можно судить по его обуви, так и о внешнем виде автомобиля часто судят по колесным дискам.

Старые и ржавые способны испортить даже самую “приличную” тачку, а новенькие и красивые преобразят и довольно подержанную “лошадку”. Но внешность – не главное. Прочность и масса – более важны на дороге.  Диски должны быть способны выдержать максимальную нагрузку и не рассыпаться внезапно на трамвайных путях или в глубокой колее. А управляемость, скорость, плавность и расход топлива напрямую зависят от массы дисков. Чем она меньше, тем лучше ведет себя автомобиль на дороге.
Современные автомобильные диски делятся на: штампованные (стальные) и легкосплавные (литые и кованые).

Стальные (штампованные) диски.

Стали применяться с момента начала массового производства автомобилей, благодаря простоте и дешевизне изготовления. Способ производства заключается в том, что из стального штампуются 2 половинки диска, после чего их внешняя и внутренняя части соединяются между собой точечной сваркой. Затем на изделие наносится антикоррозионное покрытие — и диск готов.

Как правило, автомобили в своей базовой комплектации оснащаются именно стальными дисками.

Плюсы:

  • низкая себестоимость и цена;
  • высокая пластичность, позволяющая принять на себя энергию удара, защитив крышку и подвеску;
  • относительно высокая прочность и возможность восстановить поврежденный диск даже при сильном смятии закраин.

Минусы:

  • большая масса, что приводит к большой нагрузке на ходовую часть, большему тормозному пути, расходу топлива;
  • низкая точность изготовления, и как следствие, проблемы с балансировкой;
  • некрасивый внешний вид, диски приходится прикрывать колпаками; 
  • невысокая коррозионная стойкость, причем, хуже всего у дисков с эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные (литые) диски.

Самый распространенный тип дисков для автомобилей, превосходящий по многим характеристикам остальные. Различаются по материалу изготовления. Более всего популярен сплав алюминия с кремнием, благодаря сочетанию легкости (в этом плане они намного превосходят “штамповку”) и прочности.  Диски из магниевых сплавов – более легкие, но одновременно не отличаются особой прочностью. Кроме этого, магниевый сплав не обладает высокой коррозионной стойкостью и требует нанесения на поверхность прочного защитного покрытия.

Лекгосплавные диски отличаются высокой точностью изготовления, позволяют создавать разнообразный дизайн, отлично отводят тепло от тормозных узлов автомобиля.

Легкосплавные диски, в свою очередь, делятся по способу изготовления на литые и кованые.

Литые легкосплавные диски.

Литые имеют зернистую структуру металла, обуславливающую основной минус – долгая езда по проблемным дорогам ведет к тому, что в металле накапливаются микротрещины, которые невидны, но в один момент могут себя проявить – расколоть диск от сильного удара. Также литые диски требуют основательной защиты поверхности. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованые легкосплавные диски.

На самом деле, кованые диски таковыми не являются, потому что изготавливаются с помощью технологии горячей объёмной штамповки в закрытых матрицах. Так как их производство осуществляется путем многоступенчатого технологического процесса с помощью многотонных прессов, себестоимость таких дисков очень велика, а производителей кованых дисков в мире не так уж и много. Кстати, это один из тех видов продукции, которые успешно изготавливаются отечественными производителями и идут на экспорт. Надо заметить, что российский кованый диск обойдется автовладельцу дешевле импортного в разы, а если кто-то и позарится на заграничную «ковку», быстрее всего, купит изделие, изготовленное из наших заготовок.

Впервые технология производства таких колес была разработана российской компанией «Вилс», которая и в настоящее время является одним из лидеров на этом рынке. Диски Slik также пользуются популярностью. Также, в России серийно выпускаются магниевые кованные диски компанией ВСМПО, превосходящие все существующие мировые аналоги. Можно выделить отечественные кованые колеса компаний КРАМЗ, КУМЗ и пр.

Кованый диск исключительно прочен и жесток, способен выдерживать сильнейшие удары. А в крайней ситуации он не лопнет, как литой, а согнется без образования трещин, что, конечно, безопаснее (хотя, скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса).

Коррозионная стойкость кованых дисков намного выше, чем литых, а значит, меньше требований к защите поверхности.  Если бы не высокая стоимость кованные диски по большинству характеристик, пожалуй, вытеснили бы все остальные.

И дорогие. Хотя, это смотря с какой позиции судить. Если россиянину «ковку» приходится покупать по цене 4-7 тысяч рублей, то за границей такой же диск будет стоить свыше тысячи евро.

Плюсы:

  • малый вес. В два раза легче стальных, на 30-40% легче литых;
  • высокая пластичность, возможность подправить вмятины;
  • коррозионная стойкость.

Минусы:

  • Высокая стоимость. Самый дешёвый кованый в 2 раза дороже самого дешёвого литого;